Баннер 4

Замедленное освоение разговорного языка в возрасте до 3-4 лет – считается задержкой речевого развития (ЗРР) ребенка. Поводом для постановки диагноза являются как слабый качественный словарный запас, так и малое количество слов, используемых малышом, отсутствие фразовой речи к 2-м и связной к 3-м годам. Проблема выявляется у 3-10% малышей (у мальчиков встречается в 4 раза чаще, нежели у девочек). Перечисленные нарушения могут негативно сказаться на остальных психических процессах. Вследствие этого крайне важны своевременная диагностика и коррекция ЗРР.

Причины возникновения

Задержка речевого развития детей может возникнуть на фоне социальных и биологических причин. Чаще всего аномалия связана с минимальной мозговой дисфункцией после перинатальной энцефалопатии, внутриутробной гипоксии или инфекций, родовой асфиксии и других травм.

Задержка речевого развития детей возникает на фоне социальных и биологических причин.

  1. Биологические

Чаще всего аномалия связана с минимальной мозговой дисфункцией после перинатальной энцефалопатии, внутриутробной гипоксии или инфекций, родовой асфиксии и других травм.

Категория биологических предпосылок включает:

  • пере- или недоношенность;
  • гипотрофию;
  • черепно-мозговые повреждения;
  • затяжные заболевания в раннем возрасте;
  • осложнения после вакцинации.

Нельзя исключать и наследственный фактор, как причину нарушения развития речи малыша – если хотя бы один из родителей заговорил позже сверстников, это может передаться ребенку. Дополнительно необходимо проверить малыша на тугоухость: возможно, он просто не различает на слух большую часть слов.

  1. Социальные

Задержка развития речевой функции иногда возникает по социальным причинам:

  • при отсутствии общения в семье;
  • при частом пребывании постоянно болеющего ребенка в больницах;
  • или при педагогической запущенности.

Негативное влияние на раннее речевое развитие оказывают гиперопека, билингвистичная языковая среда, психологические стрессы.

Способы развития речи

ЗРР в детском возрасте обычно хорошо поддается коррекции. Предварительно ребенок должен пройти обследование у нескольких врачей: отоларинголога (лор), психолога, логопеда, невролога. Задержка речевого развития детей требует комплексного подхода к диагностике, который позволяет точно определить причину проблемы, подобрать оптимальный метод развития речи Вашего ребенка.

При социально-педагогических истоках проблемы требуется организовать благоприятную окружающую среду, стимулирующую малыша к накоплению и использованию словарного запаса, проговариванию повседневных действий. Если симптомы недостаточного развития речевой функции связаны с биологическими факторами, необходимо одновременное лечение у невролога. Врач назначит ноотропные препараты, массаж, физиопроцедуры.

Дополнительно требуются занятия с психологом, логопедом, стимулирующие раннее речевое развитие. Особое внимание уделяется подвижным и пальчиковым играм, расширению словарного запаса, вниманию, укреплению лицевых мышц. Если вас интересует раннее речевое развитие вашего малыша, обратитесь к логопедам «Доктор Звуков»! Квалифицированные специалисты логопедического центра помогут крохе наверстать и даже обогнать сверстников.